Международная эмблема
информационной
грамотности
|
Невероятно! Но именно этим летом я полностью осознал, что информационные технологии и феномен Интернета существенным образом влияют на систему образования, меняют содержание базовых умений и навыков, получаемых учащимися в школе
Новые грамотности в мире современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) за короткое время стали важнейшей составляющей современного общества. Теперь во многих странах понимание этих технологий и свободное владение основами, относящиеся к ним умениями и концепциями, считаются частью базового образования - наряду с чтением, письмом и счетом.
Общий вывод, который можно сделать после прохождения курса "#CoLearn12 - (Об) учение в сети" - современный урок в идеале не должен быть ограничен предметом и учителем, а включать в себя сценарий проведения с несколькими этапами. На каждом из них можно использовать компьютерные технологии.
Компьютерные модели в современном образовании имеют ряд серьезных преимуществ перед моделями других видов в силу своей гибкости и универсальности. Применение моделей на ПК позволяет замедлять и ускорять ход времени, сжимать или растягивать пространство, имитировать выполнение действий дорогостоящих, опасных или просто невозможных в реальном мире. С этой точки зрения принципы эффективного обучения с применением компьютерных технологий можно отразить следующей таблицей:
Общие принципы
|
Выводы
|
Активное
участие обучающегося в
учебном
процессе
|
Максимально
содействовать активизации обучающегося
|
Постоянное
проведение личного анализа ситуации
обучающимися в процессе обучения
|
Избегать
использования стандартных схем анализа, менять задачи и ситуации на различных
стадиях обучения
|
Наличие
сигналов обратной связи в учебном процессе
|
Сообщать
обучающемуся о результатах его действий в каждой конкретной ситуации
|
Наличие
быстрой обратной связи в учебном процессе
|
Обеспечивать
по возможности мгновенную обратную связь
|
Отказ
от поведения, не дающего положительного
результата
|
Подавлять
нежелательные варианты действия, не подтверждая их
|
Постоянное
пройденного материала
|
Практиковать
и подтверждать способы действий, даже если они уже были продемонстрированы
однажды
|
Индивидуализация
количества и последовательности
подтверждений
действий
в процессе обучения.
|
Подбирать
способы подтверждения индивидуально
|
Наличие
напряженной обстановки в процессе обучения.
|
Не
вызывать антипатий к цели обучения и не снижать успехи обучения, увеличивая
нажим на обучающегося
|
Учет
индивидуальных особенностей
обучающегося
к восприятию внешних условий в зависимости от
его
состояний и настроения.
|
Применять
приведенные выше принципы не жестко и однозначно, а гибко
|
Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Умелое использование компьютерных технологий на уроках не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.
№ п/п
|
Основные этапы урока
|
Применение компьютерных
технологий
|
1
|
Организационный
момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической ) готовностью
учащихся у к уроку
|
MoPad
|
2
|
Проверка домашнего
задания
|
Тест Google
|
3
|
Проверка знаний и
умений учащихся для подготовки к новой теме
|
MoPad
|
4
|
Постановка цели
занятия перед учащимися
|
IMindMap
MindMeister
|
5
|
Организация восприятия
и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний
|
PowerPoint
Prezzi
You Tube
Электронно-образовательные
ресурсы
|
6
|
Первичная проверка
понимания
|
Тест Google
|
7
|
Организация усвоения
способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее
применении (в том числе смена вариантов) по образцу
|
Электронно-образовательные
ресурсы
|
8
|
Творческое применение
и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных
задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений
|
So.cl
PowerPoint
Blogger
Twitter
|
9
|
Обобщение изучаемого
на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений
|
Blogger
|
10
|
Контроль за
результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися,
оценка знаний
|
Электронный журнал
портала «Dnevnik.ru»
|
11
|
Домашнее задание к
следующему уроку
|
Edmodo
|
12
|
Подведение итогов
урока
|
Blogger
|
Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных. Действительно, использование компьютерных технологий на уроках дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебному материала. Увеличивается объем материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются меж предметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество их использования на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.
Полезные ссылки:
Задание 4 (5?). Архитектура участия - Ольга ЕвстифееваАрхитектура участия - Марина Алексаненкова
P.S. Ну, и на последок, дал ссылку на закончившийся курс в своем новом блоге
Блог преподавателя-организатора ОБЖ: #CoLearn12 - Курс (Об)учение в сети pogrebnyksfobz.blogspot.com/2012/08/colear…
— weter (@Sergeibor) августа 4, 2012
Отличный пост -- готовая статья! Сергей, такие прогрессивные Учителя, как Вы, украшают не только свою школу, но и целый регион! Я очень рад, что Вы с нами :)
ОтветитьУдалитьМне было очень приятно, Иван, оказаться в столь умной и продуктивной компании.
УдалитьКаждый отдал по крупице свои знания и пополнили свою копилку мастерства, за что всем огромное спасибо.
Думаю, сотрудничество продолжится!...)))
Звание Лучший учитель России, дано вам по праву. Если позволите, то возьму вашу статью для семинара. можно?
ОтветитьУдалитьОтвечу Вам замечательными словами "В тот момент, когда озарение нисходит на нас первыми, вместе с ним приходит и ответственность за то, чтобы рассказать о нем другим". Я рад тому, что на мой блог заходят, пользуются и верят в то, что я еще что-нибудь смогу.
УдалитьСергей, как всегда великолепно. Мой блог пестрит ссылками на Ваши материалы, и они того достойны. О Вашем материале буду говорить на заседании председателей методических комиссий города. Так как вопрос о месте ИКТ в учебном процессе очень актуален. Еще раз спасибо за такие исчерпывающие посты.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ирина, за комплименты! :)
УдалитьЯ рад тому, что вместе с Вами провел эти две недели в работе над своим самосовершенствованием. Мы стали немножечко умнее, и я этому очень рад!!! :)
Всего Вам самого хорошего!
Сергею жму руку, выражаю свою признательность за возможность совместной работы. Так как мужчина да еще и школьный учитель (о Вашей самодеятельности с детьми я тоже не забываю) это подвиг.
ОтветитьУдалитьП.С. Надеюсь Ваш кот не заскучал без хозяина за эти 2 недели, так как Вы сделали очень много полезной работы в курсе.))) С уважением.
Я признателен Всем кто вовлек меня в эту летнюю "авантюру"!!! :)
ОтветитьУдалитьТакже я выражаю искреннюю благодарность всем моим "учителям" и сотоварищам по "несчастью"!!!! :)
Особая благодарность Вам, Константин, за дружескую поддержку! :)
Кошка жива, и "ругает" меня когда я задерживаюсь на работе..:)
В остальное время дрыхнет и есть... вот бы нам так...:)
С уважением ко всем!
ПСФ
Сергей, чувствую себя в омуте новых знаний, которые надо разложить по полочкам в ближайшее время. И все это благодаря вам и всем участникам нашего незабываемого курса. Я благодарна судьбе, что дала мне возможность познакомиться и совместно работать с таким преданными своему делу профессионалами. Время пролетело так быстро, но благо блоги продолжают работать и возвращаюсь к вам снова с большим удовольствием. :-)
ОтветитьУдалитьСпасибо, Нина!
ОтветитьУдалитьСерому веществу, конечно, требуется какое то время освоить то, что преобретено за дни курса.
И мы не раз, согласен с вами, вернемся на свои и другие блоги участиков курса.
Это по настоящему кладезь ума, таланта и вдохновения.
Спасибо всем!!!!)))))
Вопрос касается блога: где в настройках есть галочки к комментариям "Ответить" и "Публикация". Очень удобные опции.
УдалитьЗдравствуйте, Нина!
УдалитьЕсли я все понимаю, то эти настройки находятся по такому пути "Настроить - Настройки - Сообщения и комментарии"..)))