среда, 1 августа 2012 г.

#CoLearn12 - Архитектура участия

Последний вебинар

Современная образовательная ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения.

Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки преподавателей. Сегодня преподаватель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, однако интеграция информационных технологий и образования способствует формированию новой роли учителя. Преподаватель в высокотехнологичной среде является не только источником информации и академических фактов — он помогает учащимся понять сам процесс обучения. Учитель помогает ученикам найти необходимую им информацию, выяснить, соответствует ли она заданным требованиям, а также понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и решения сложных проблем.


Авторы статьи журнала Time «Как воспитать школьника 21 века» считают, что для создания современной учебной среды необходимы новейшие компьютерные технологии, такие, как мультимедийные средства и сетевые сервисы,а также соответствующее им содержание образования, освоение которого позволят школьникам подготовиться к жизни и работе в условиях глобальной экономик.

Мобильное обучение - обучение в условиях, когда ученик имеет мобильный доступ к образовательным ресурсам, может взаимодействовать с преподавателем и другими учениками.

Мобильное обучение:
  • позволяет свободно перемещаться;
  • дает возможность учиться людям с ограниченными возможностями;
  • не требует приобретения персонального компьютера и бумажной учебной литературы, т.е. экономически оправдано;
  • учебные материалы легко распространяются между пользователями благодаря современным беспроводным технологиям (WAP, GPRS, EDGE, Bluetooth, Wi-Fi);
  • при мобильном обучении используется мультимедийный контент, то есть информация представляется в различных формах: текстовой, графической, звуковой. Материал лучше усваивается и запоминается, повышается интерес к обучению.





Организационно-методические модели дистанционного обучения (ДО)

Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на ВУЗовские (экзаменационные) требования, предназначалось для студентов, которые по каким-то причинам не могли посещать стационарные учебные заведения. Так, в 1836 году был организован Лондонский университет, основной задачей которого в те годы была помощь и проведение экзаменов на получение тех или иных аттестатов, степеней и пр. для студентов, не посещавших обычные учебные заведения. Эта задача сохранилась и поныне наряду со стационарным обучением студентов.

Обучение на базе одного университета. Это уже целая система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно (on-campus), а на расстоянии, заочно или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации (off-campus). Такие программы для получения разнообразных аттестатов образования разработаны во многих ведущих университетах мира. Так, Новый университет Южного Уэльса в Австралии проводит заочное и дистанционное обучение для 5000 студентов, тогда, как стационарно в нем обучается только 3000 студентов.

Сотрудничество нескольких учебных заведений. Такое сотрудничество в подготовке программ заочного дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими. Подобная практика реализована, например, в межуниверситетской телеобразовательной программе Кеприкон, в разработке которой приняли участие университеты Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили и Парагвая. Другим примером подобного сотрудничества может служить программа "Содружество в образовании". Главы Британских стран содружества встретились в 1987 году с тем, чтобы договориться об организации сети дистанционного обучения для всех стран содружества. Перспективная цель программы - дать возможность любому гражданину стран содружества, не покидая своей страны и своего дома, получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества колледжей и университетов.

Автономные образовательные учреждения, специально созданные для целей ДО. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет (The Open University) в Лондоне, на базе которого в последние годы проходят обучение дистанционно большое число студентов не только из Великобритании, но из многих стран Содружества. В США примером такого университета могут служить Национальный технологический университет (штат Колорадо), который готовит студентов по различным инженерным специальностям совместно с 40 инженерными колледжами. В 1991 году университет объединил эти 40 колледжей сетью ДО при теснейшем сотрудничестве с правительством штата и сферой бизнеса.

Автономные обучающие системы. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий. Примерами такого подхода к обучению на расстоянии могут служить американо-самоанский телевизионный проект.

Неформальное, интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ. Такие программы ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование. Такие проекты могут быть частью официальной образовательной программы, интегрированными в эту программу (примеры таких программ существуют в Колумбии), или специально ориентированные на определенную образовательную цель (например, Британская программа грамотности), или специально нацеленные на профилактические программы здоровья, как, например, программы для развивающихся стран.

Организационно-технологические модели ДО

Единичная медиа - использование какого-либо одного средства обучения и канала передачи информации. Например, обучение через переписку, учебные радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения является, как правило, печатный материал. Практически отсутствует двусторонняя коммуникация, что приближает эту модель дистанционного обучения к традиционному заочному обучению.

Мультимедиа - использование различных средств обучения: учебные пособия на печатной основе, компьютерные программы учебного назначения на различных носителях, аудио- и видеозаписи и т.п. Однако, доминирует при этом передача информации в "одну сторону". При необходимости используются элементы очного обучения - личные встречи обучающихся и преподавателей, проведение итоговых учебных семинаров или консультаций, очный прием экзаменов и т.п. Эту технологическую модель мы рассмотрим более подробно ниже. За главный объект мы возьмем электронный учебник (ЭУ).

Гипермедиа - модель дистанционного обучения третьего поколения, которая предусматривает использование новых информационных технологий при доминирующей роли компьютерных телекоммуникаций. Простейшей формой при этом является использование электронной почты и телеконференций, а также аудиообучение (сочетание телефона и телефакса). При дальнейшем развитии эта модель дистанционного обучения включает использование комплекса таких средств как видео, телефакс и телефон (для проведения видеоконференций) и аудиографику при одновременном широком использовании видеодисков, различных гиперсредств, систем знаний и искусственного интеллекта.

Сравнительные характеристики информационных технологий

Технология
Характеристики
Аудио-визуальные носители (печатные материалы, аудио-, видеокассеты).
Низкая коммуникационная интерактивность;
Стоимость производства линейно зависит от числа обучаемых;
Хорошо известны методики разработки учебных материалов;
Высокая долговечность.
Компьютерное обучение, асинхронная электронная почта.
Средняя степень интерактивности;
Наиболее развитая инфраструктура в России;
Низкая стоимость.
Видеоконференции по компьютерной сети Internet в режиме реального времени.
Высокая степень интерактивности;
Наиболее развитая в мире инфраструктура сети;
Использование широко распространенных платформ компьютеров;
Низкая стоимость.
Видеоконференции по цифровому выделенному спутниковому каналу с использованием видеокомпрессии.
Высокая степень интерактивности Хорошее качество передачи изображения;
Снижение более чем на два порядка, требований к пропускной способности канала по сравнению с аналоговым телевизионным сигналом;
Высокая стоимость.
Видеоконференции по аналоговому спутниковому каналу.
Высокая степень интерактивности;
Максимально возможное качество передачи изображения с минимальной технологической задержкой передачи изображения и звука;
Высокая стоимость.

***
Бонус: Всероссийский конкурс "Шаг в будущее с iSpring"

К участию в конкурсе приглашаются педагоги образовательных учреждений Российской Федерации, использующие в своей работе программное обеспечение ISpring, а также те педагоги, которые хотят начать работу в ПО ISpring

Бонус: предложение от Академического издательства LAP Lambert Akademic Publishing





Бонус: Вебинары для школ



Бонус: Вебинары для дистанционного обучения, семинаров и тренингов



Бонус: Преимущества Webinar.ru от других аналогичных сервисов





6 комментариев:

  1. Очень хороший пост. Спасибо за работу. Она очень полезная

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Константин!
      Для самого информация потихоньку начинает укладываться по полочкам!
      Ваши посты и выступления на вебинарах тоже этому способствуют!

      Удалить
  2. Быстренько ознакомились непосредственно перед вебинаром. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, это больше информация для меня самого!
      Так сказать мозги "по полочкам"!!!!...))))

      Удалить
  3. Очень умная информация. Спасибо Сергей. Ложу в свой банк для работы над материалом. (И все в моей карте Систематизация).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина, у меня тоже целая "свалка" накопленных знаний на страничке "Полезные советы" http://pogrebniaksergei.blogspot.com/p/5_31.html

      Удалить